25.10.2025 11:26
Новости.
Просмотров всего: 747; сегодня: 10.

В Москве оцифруют архив АЗЛК

В Москве оцифруют архив АЗЛК

Музей транспорта Москвы сохранит, детально опишет и оцифрует ценные исторические материалы архива автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Они охватывают более полувека истории транспорта и промышленности Москвы и посвящены серийным и экспериментальным моделям завода.

«Музей транспорта Москвы принял на хранение, учет и оцифровку архив АЗЛК. В нем находится свыше шести тысяч уникальных документов, благодаря которым все желающие смогут больше узнать о судьбе одного из главных столичных предприятий. Историю московского транспорта и других транспортных организаций можно будет изучать в Архивно-библиотечном центре после открытия постоянной экспозиции музея на Новорязанской улице, в доме 27», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. 

В архиве находятся научно-технические документы, в том числе отчеты об испытаниях, научные труды по техническим дисциплинам, а также конструкторская документация на отечественные и зарубежные автомобили. Особую ценность представляют материалы художественно-конструкторского бюро завода: эскизы поисковых и серийных вариантов моделей автомобилей, наброски экстерьеров на разных этапах создания, а также цветографические схемы оформления автомобилей и автобусов.

«Работа с архивами АЗЛК — это удивительная возможность исследовать историю важнейшего столичного автомобильного завода. Он выпускал “Москвичи”, которые открыли советскому обществу возможность иметь автомобиль, способствовали развитию массового автоспорта и, кроме того, верой и правдой служили врачам, милиционерам, почтальонам и предприятиям советской торговли. Эти машины миллионами отправлялись на экспорт, принимали участие в зарубежных ралли, а на родном заводе вырос и возмужал коллектив легендарных специалистов автопрома», — добавила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.

После завершения учета архив станет доступен исследователям для научных, просветительских и экспозиционных целей в читальном зале архивно-библиотечного центра Музея транспорта Москвы, который откроется на Новорязанской улице. С материалами также можно будет ознакомиться удаленно или заказать цифровую копию.

В читальном зале архивно-библиотечного центра каждый посетитель сможет найти научно-техническую документацию, книги и периодические издания о транспорте. Многие из них впервые станут доступны широкому кругу читателей. Многообразие представленных для исследования материалов позволит изучать транспорт с разных точек зрения и будет способствовать популяризации технической культуры, формируя полную и достоверную картину прошлого, настоящего и будущего.

В архивном собрании музея будут представлены уникальные подлинные документальные материалы. Основу составит научно-техническая документация на транспортные средства, охватывающая последние 100 лет в истории московского транспорта. Кроме того, читателям будет доступна коллекция фотографий, негативов и цифровых материалов.

Сейчас специалисты научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы проводят комплектование и научное описание архивов таких транспортных предприятий, как Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод, АО «Московский механический завод “Красный путь”», Южный речной порт, Первый автокомбинат имени Г.Л. Краузе и другие организации.

Библиотечное собрание включает более 30 тысяч изданий, выпущенных за последние 170 лет. В нем представлены научные, технические, справочные, научно-популярные и другие издания более чем на 30 языках мира, которые помогут всесторонне изучать транспорт.

Для удобного поиска издания будут систематизированы более чем по 30 тематическим рубрикам, а найти нужный экземпляр можно будет даже по названию марки или завода — изготовителя автомобиля. Кроме того, посетители смогут заказать в читальный зал архивно-библиотечного центра книги по теме транспорта из государственных музеев и библиотек. Это значительно расширит спектр изучаемых тем и откроет путь к новым исследованиям.

Важную роль в формировании архивного и библиотечного собрания также сыграли историки транспорта и частные коллекционеры, предоставившие из собственных коллекций редкие библиофильские издания для создания цифровых копий.

Музей транспорта Москвы — это открытое городское пространство и живой исследовательский центр, отвечающий на важный вопрос: что движет столицей? В фондах музея находится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, а также вело- и мототехника.

Экспонаты коллекции музея можно увидеть на выставочных проектах и в транспортной инфраструктуре города. Постоянная экспозиция музея будет размещена в гараже архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице. Сейчас памятник архитектуры советского авангарда находится на реставрации. Ему вернут исторический облик.

Изображение (фото): Музей транспорта Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12140 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/161316073/
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...