В связи с увеличением популярности китайских автомобилей, отмечаемым с 2022 года, на территории России возрастает спрос на бизнес, основанный на импорте автомобилей из Китая. Что служит причиной этого явления, и вправду ли такой тип предпринимательства характеризуется высокой прибыльностью? Какие особенности деятельности следует учесть импортеру и как предотвратить возможные риски? И сколько в действительности можно заработать на продаже китайских автомобилей?
Рост спроса на китайские автомобили
Количество китайских автомобилей на российских дорогах увеличивается, и появляется все больше марок и моделей. За последние годы китайские автопроизводители значительно улучшили характеристики своих моделей, адаптировав их к холодным климатическим условиям, значительно повысив качество, оборудование и дизайн. Они также активно продвигали свои автомобили, развивали сети дилеров, предлагали длительные гарантийные сроки и часто снижали цены для привлечения потенциальных покупателей. Все это способствовало увеличению продаж. Однако, одним из ключевых факторов широкого распространения китайских авто стал уход 46 иностранных брендов из России в результате санкционной политики в 2022 году. Это открыло возможность для китайских производителей увеличить свою долю на российском автомобильном рынке. С этого времени объемы поставок постоянно растут. Сейчас китайский автопром представлен во всех категориях автомобилей.
Наиболее востребованные модели
По итогам первых шести месяцев 2023 года, машины из Китая составили 43% от всего объема проданных машин в России. Аналитики прогнозируют продолжение увеличения доли китайских марок на рынке и предполагают, что она способна достичь 55%. Популярность китайский брендов обусловлена широким присутствием их изготовителей и дилеров на российском рынке. Однако если говорить о параллельном импорте, то спрос здесь иной. Клиенты компаний, специализирующихся на таком импорте, предпочитают более редкие модели автомобилей.
Именно они составляют примерно 80% заказов на машины из Китая и Дубая. Примечательно, что существенную часть китайских автомобилей сейчас импортируют именно из Дубая. Это объясняется тем, что Дубай выступает в качестве международного узла для торговли и предпринимательства, через который проходит масса транспортных коридоров, и зачастую ввозить машины из него дешевле, чем напрямую из Китая.
Руководитель группы компаний «Бери-Дубай» Виталий Куринов комментирует: «Марки, наиболее популярные в России, нередко непопулярны в самом Китае… И наоборот. Но это скорее вопрос маркетинга автопроизводителей. Так, в самом Китае одним из лидеров является BYD, который почти неизвестен нашим автолюбителям. А вот вся линейка Geely, один из лидеров среди «китайцев» в России, наоборот, работает исключительно на экспорт, и в самом Китае знакома преимущественно экспертам. Относительно Дубая следует отметить, что сейчас там активно присутствуют автомобили китайского производства обеих категорий – как востребованные в России, так и популярные на их родине».
Клиенты, обращающиеся к компаниям по параллельному импорту, в первую очередь обращают внимание на бренды, не представленные в России, и на абсолютно новые модели. Покупка подержанного автомобиля, как правило, невыгодна из-за высоких налогов, за исключением случаев, когда клиент ищет автомобиль с нетипичной комплектацией. Также стоит отметить, что покупка подержанного автомобиля связана с определенными рисками, поскольку в стране часто происходят наводнения, и «утопленные» автомобили в большинстве случаев не утилизируются, а продаются за границу. Тем не менее, покупки подержанных авто также актуальны, спрос на них есть.
Насколько дешевле обойдется покупка нового автомобиля в Китае?
Средняя стоимость китайского автомобиля составляет около 3 млн рублей, что примерно вдвое превышает его первоначальную стоимость в Китае. Это объясняет, почему в России активно развивается параллельный импорт автомобилей из этой страны.
Однако совершенно очевидно, что более выгодно покупать автомобили тех марок, которые не представлены на российском рынке.
Юридическое вопросы
Приобретение автомобиля в Китае - процесс, требующий определенных знаний и навыков. Необходимо провести проверку автомобиля, организовать его транспортировку, а затем пройти все необходимые процедуры для таможенного оформления и регистрации автомобиля. Список документов, необходимых для этого, включает инвойс, договор купли-продажи, паспорт и декларацию ТД-6.
Основные этапы покупки автомобиля включают сравнение цен, выбор оптимального варианта, оценку автомобиля аккредитованной компанией, внесение депозита, оформление экспортных документов и отправку автомобиля через Международный центр сотрудничества в Китае. После прохождения таможни автомобиль доставляется в Россию транспортной компанией, имеющей лицензию на международные перевозки.
Для регистрации автомобиля в России необходимо получить сертификат безопасности конструкции транспортного средства, паспорт транспортного средства, оплатить утилизационный сбор и только после этого автомобиль может быть зарегистрирован.
Затраты
Стоимость автомобиля для покупателя включает не только цену автомобиля в юанях, но также стоимость его транспортировки, оформление всех документов и оплату пошлин.
При ввозе автомобиля в Россию необходимо уплатить таможенную пошлину, таможенный сбор, утилизационный сбор и акциз.
Стоимость доставки автомобиля зависит от выбранного способа: самостоятельная перевозка подходит только для граничащих с Китаем городов, автовоз - самый дорогой, но надежный вариант, стоимость перевозки начинается от 200-300 тысяч рублей, железнодорожная перевозка - от 140 тысяч рублей, морская - самый экономичный вариант, но требует больше времени, подходит для жителей портовых городов.
Покупка автомобиля под заказ из Китая обходится на 20-30% дешевле, чем покупка в автосалоне в России, что обусловлено различиями в ценах и условиях поставок.
«Покупка автомобиля под заказ из Китая может быть на 20-30% выгоднее, чем приобретение в автосалоне в России. Эта разница связана с тем, что участники сделки обычно являются юридическими лицами с российской стороны, что влечет за собой дополнительные затраты, такие как НДС и внушительные таможенные платежи. Поэтому покупка автомобиля физическим лицом (без посредника) может быть более выгодной», - комментирует Виталий Куринов, руководитель группы компаний «Бери-Дубай». - Таким образом, импорт автомобилей является прибыльным бизнесом, и его перспективы выглядят многообещающими, учитывая растущий спрос на такие услуги в большинстве крупных городов России. Однако при планировании входа в этот бизнес важно учесть множество факторов, включая юридические, материальные аспекты и поиск надежных партнеров».