22.11.2023 12:04
Новости.
Просмотров всего: 9128; сегодня: 20.

Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года

Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года

Во время Великой Отечественной войны единственной транспортной магистралью связывающей блокадный Ленинград с остальной страной была «Дорога жизни» через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни, официально - Военно-автомобильная дорога № 101. Первая автоколонна с продовольствием отправилась по льду Ладоги 22 ноября 1941 года.

Магистраль действовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчете затрат на ее сооружение. Начальником тыла Ленинградского фронта Лагуновым 13 ноября был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец - маяк Кареджи».

Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта, через каждые 5 километров должны были сооружаться питательно-обогревательные пункты. С 15 по 19 ноября 12 групп вели обследование установившегося льда. Результаты показали, что трасса на Кареджи имеет свободные ото льда участки, но возможно устройство дороги через острова Зеленцы.

Командующим Ленинградского фронта 19 ноября был подписан приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. Автотракторная дорога с суточным грузооборотом в 4000 тонн должна была пройти по маршруту мыс Осиновец - острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово. Через каждые 7 километров предполагались питательно-обогревательные пункты. Для эксплуатации и охраны дороги и перевалочных баз создавалось Управление дороги во главе с инженером первого ранга Монаховым, которое подчинялось начальнику тыла фронта.

Ледовая дорога 26 ноября получила наименование военно-автомобильная дорога № 101. Начальником дороги вместо Монахова был назначен капитан 2-го ранга Нефедов. Для обслуживания дороги, включая перегрузочные пункты, Управлению ледовой дороги были приданы воинские части, насчитывающие в общей сложности 9 тысяч человек.

Перевозки через Ладогу осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада, не входившая в подчинение управлению ледовой трассы. За счет тыла 54-й армии к 22 ноября приказывалось организовать пути подвоза по трассе Новая Ладога - Черноушево - Лемасарь - Кобона с открытием перевалочных баз на железнодорожных станциях Войбокало и Жихарево, а также обеспечить подвоз грузов к перевалочным базам в Кобоне и Лаврово. За доставку грузов до восточного берега озера отвечал уполномоченный Ленинградского фронта Афанасий Шилов.

Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 сантиметров. Лед такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при температуре воздуха -5 °C, или за четверо суток при температуре -15 °C, 17 ноября толщина льда была 10 сантиметров, 20-го уже 18 сантиметров.

Утром 20 ноября на восточный берег Ладоги с Вагановского спуска у деревни Коккорево был отправлен батальон конно-транспортного полка, недавно сформированного Ленинградским фронтом. Батальон представлял собой конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь, прибыв в Осиновец 21 ноября с грузом 63 тонн муки.

В тот же день были предприняты несколько удачных попыток пересечения озера на порожних машинах ГАЗ-АА. На восточный берег 22 ноября была отправлена первая автоколонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Порчунова, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями.

Загрузив на восточном берегу 70 тонн продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня. В ноябре по трассе доставлялось в среднем немного более 100 тонн грузов в сутки, в начале декабря, по мере усиления льда, около 300 тонн и к концу месяца уже около 1000 тонн.

При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжелый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути легкая машина с людьми при определенной скорости могла провалиться под лед. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной, и для автомобилей была предписана определенная скорость, чтобы избежать происшествий.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 6722 публикации
Сайт: rus.team/events/v-blokadnyj-leningrad-po-doroge-zhizni-otpravilas-pervaya-avtokolonna
Поделиться:

Интересно:

В Казани проходят Спортивные игры стран БРИКС
13.06.2024 13:02 Мероприятия
В Казани проходят Спортивные игры стран БРИКС
12 июня в Казани состоялась торжественная церемония открытия Спортивных игр стран БРИКС. Игры проводятся в рамках председательства России в объединении в 2024 году. Впервые они проходят в открытом формате – в соревнованиях принимают участие...
Законность от «волюнтариста» и звезды «черного рынка»
13.06.2024 11:36 Аналитика
Законность от «волюнтариста» и звезды «черного рынка»
Автор: Александр Звягинцев. В ноябре 1960-го Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв прибыл с визитом в Западный Берлин. Тогда было две Германии — восточная ГДР и западная ФРГ, а Берлин был как бы прифронтовым городом между ними. В городе, разделенном на две части...
Русская красавица, полюбившая Эйнштейна по заданию НКВД
13.06.2024 10:12 Новости
Русская красавица, полюбившая Эйнштейна по заданию НКВД
В начале 1910-х годов в богемную жизнь Москвы ворвалась молодая красивая провинциалка. Маргарита Воронцова после окончания гимназии в родном Сарапуле поступила на московские женские юридические курсы мадам Полторацкой. Адвокатская карьера юную барышню прельщала...
Фестиваль «Времена и эпохи» проходит в Москве
13.06.2024 09:05 Мероприятия
Фестиваль «Времена и эпохи» проходит в Москве
Гостям фестиваля «Времена и эпохи», который проходит с 12 по 16 июня в рамках проекта «Лето в Москве», предлагают погрузиться в период Наполеоновских войн, увидеть генеральное сражение и принять участие в парижском параде победителей...
Мэр города Уфы дал имя птенцу сапсанов Уралсиба
11.06.2024 21:42 Новости
Мэр города Уфы дал имя птенцу сапсанов Уралсиба
Орнитологи окольцевали и дали имя птенцу семейства сапсанов, которые уже много лет выводят потомство на крыше Банка Уралсиб в Уфе. В кольцевании принял участие глава Администрации Уфы Ратмир Мавлиев. Он также выбрал имя для птенца, назвав его Буляк, что в переводе с башкирского языка означает...