02.08.2023 15:25
Новости.
Просмотров всего: 12465; сегодня: 3.

Главархив поведал, как ЗИЛ начал выпускать первые грузовые автомобили

Главархив поведал, как ЗИЛ начал выпускать первые грузовые автомобили

В 1923 году директором завода был назначен Георгий Королев, при котором начали выпускать первые отечественные грузовики.

107 лет назад был основан Первый автомобильный завод – будущий Московский автомобильный завод имени Ивана Лихачева (АМО ЗИЛ). За все время работы предприятия его руководителями значились 18 человек — имя одного из них до сих пор фигурирует в названии завода. В фондах Главархива Москвы сохранились документы и других важных людей, сыгравших не последнюю роль в истории ЗИЛа, в их числе Георгий Королев, руководитель завода с 1923 по 1925 год.

В первой половине 1920-х годов на заводе имени Лихачева развернулась кампания по улучшению работы предприятия, так как отремонтированные автомобили не шли в сбыт, а цеха не были загружены заказами. В результате комиссии, которую возглавлял секретарь Замоскворецкого РК РКП (б) Антон Цихон, было решено укрепить хозяйственное руководство завода. Так, 31 июля 1923 года управляющим будущего ЗИЛа был назначен бывший кузнец Коломенского паровозостроительного завода Георгий Королев. В сведениях о его работе в АМО, которые хранятся в фондах Главархива Москвы, указано, что он был энергичным и смелым, немного грубоватым, но справедливым человеком. 

Уже начиная с 13 августа 1923 года новоиспеченный руководитель завода крепко взялся за работу и на открытом партийном собрании изложил программу действий заводоуправления по повышению производительности труда, а также по организации нового автостроения на заводе. Эта программа была одобрена и поддержана коммунистами и беспартийными рабочими предприятия. Они же предложили Георгию Королеву обратиться к правительству с просьбой расширить завод, чтобы прекратить ввоз заграничных автомобилей и начать вырабатывать свои. 

В целом уже на первых порах работы Георгия Королева произошли заметные изменения. Например, был налажен организационно-административный аппарат, укреплена производственная дисциплина, а также большое внимание стало уделяться научной работе по организации труда. Таким образом, благодаря Георгию Королеву и поддержке партийной организации уже в 1924 году в истории Первого автомобильного завода начался новый этап. Именно в марте того же года руководитель подписал приказ о начале подготовительных работ по производству грузовых автомобилей.

Несмотря на отлично проделанную работу, были и те, кто критиковал деятельность Георгия Королева. Например, из того же документа со сведениями о работе директора, который хранится в Главархиве Москвы, известно, что выступая на партийном собрании с отчетом о проделанной работе, в ответ на критику в свой адрес он говорил следующее: 

«Критиковать и трясти управляющего, конечно, нужно, но нужно делать это по-товарищески, честно, просто. Ячейка, завком и заводоуправление живут пока дружно, ни один вопрос не вызывал еще сильных разногласий… Наша ячейка сильна… Мы пережили тяжелый год работы, но мы все-таки поднялись на гору и общими усилиями пойдем дальше», – также он выражал благодарность за помощь партийной ячейки. 

И уже в том же году коллектив завода принялся за важную и ответственную задачу – к 7 ноября, годовщине Великого Октября, выпустить 20 машин. Ввиду самоотверженной работы сотрудников завода цель была почти достигнута – 7 ноября по Красной площади проследовало 10 красных автомашин амовцев. На этом коллектив завода не остановился и сразу же начал готовить производство к серийному выпуску машин. Но, к сожалению, руководство Автотреста не учитывало настоящих сложных условий работы завода, следовательно, намеченная ими программа на 1924–1925 годы по выпуску 500 автомашин была невыполнима, так как не было полного и своевременного материального обеспечения. 

Несмотря на все сложности, сотрудники завода продолжали активно работать. В процессе же возник вопрос о том, каким маркам машин следует отдать предпочтение. Так, в 1925 году было решено провести автомобильный пробег. 

«Мы великолепно знали, что наш грузовик неплохого качества, силен, устойчив. Но мы, конечно, сильно сомневались на этом всесоюзном автопробеге, где участвовали мировые фирмы <...>. Мы показали иностранцам, что наши машины могут конкурировать с их машинами и что наши машины к нашим дорогам более приспособлены, нежели иностранные. В Москву мы пришли первыми… Отправляясь в дальнейший путь,  на Орел и Курск, мы уже чувствовали себя как равный с равным. Постепенно мы начали отвоевывать первое место и, не выпуская это первое место, мы с гордостью въехали в Москву», — так комментировал Георгий Королев победу амовского грузовика в соревнованиях.

К сожалению, несмотря на все успехи завода под руководством Георгия Королева, Автотрест в сентябре 1925 года решил снять его с этой должности. В дальнейшем же вопросы, поставленные Георгием Королевым, пришлось решать другим руководителям завода, в том числе и Ивану Лихачеву, в честь которого АМО в 1956 получил свое до сих пор действующее имя.


Миллионный грузовой автомобиль «ЗИЛ-130», сошедший с конвейера Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор Е. Семёнов. Москва. 1974 г. Главархив Москвы
Миллионный грузовой автомобиль «ЗИЛ-130», сошедший с конвейера Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор Е. Семёнов. Москва. 1974 г. Главархив Москвы

Автомобиль «ЗИЛ-157» на конвейере Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор В.Б. Соболев. Москва. 19.09.1958 г. Главархив Москвы.
Автомобиль «ЗИЛ-157» на конвейере Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор В.Б. Соболев. Москва. 19.09.1958 г. Главархив Москвы.

Вид на здание заводоуправления Московского автозавода им. И.А. Лихачёва (ЗИЛ). Автор неизвестен. Москва. 1962 г. Главархив Москвы.
Вид на здание заводоуправления Московского автозавода им. И.А. Лихачёва (ЗИЛ). Автор неизвестен. Москва. 1962 г. Главархив Москвы.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11103 публикации
Сайт: www.mos.ru/news/item/127442073/
Поделиться:

Интересно:

24 мая - День славянской письменности и культуры
24.05.2025 09:06 Аналитика
24 мая - День славянской письменности и культуры
Сегодня в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Аналогичные праздники есть и в других славянских государствах. История торжества уходит корнями в IX век: именно тогда в стенах монастыря был создан первый славянский алфавит – глаголица. Стимулом для его создания стала в первую очередь миссионерская деятельность и проповедование христианства. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык, перевели на него основополагающие церковные труды и открыли, таким образом, христианству дорогу на восток. Более того, создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом. Как зарождался славянский алфавит и какие сведения об этом сохранились в письменных...
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
23.05.2025 18:23 Аналитика
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
В дореволюционной России этот полк отмечал день своего создания 23 мая каждого года. Семеновский полк — один из двух первых полков русской гвардии. Он по праву считался одним из лучших в рядах Императорской гвардии. Созданный самим Петром Великим, полк снискал неувядаемую славу и всеобщее уважение. О славных семеновцах и пойдет сегодня речь. Название полку дало подмосковное село Семеновское недалеко от одного из мест летнего пребывания царского двора. Изначально Семёновский полк относился к так называемым потешным полкам. Их создали для игр и забав молодого царя Петра Алексеевича и его ближайшего окружения из дворянских недорослей и дворовых слуг. Вскоре забава с «потешным войском» обрела иной смысл: создать профессионально подготовленную и преданную монарху гвардию, которая могла бы защитить Петра от любого...
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
23.05.2025 15:26 Мероприятия
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
В Библиотеке иностранной литературы состоялась торжественная церемония открытия мультимедийной выставки «Сопротивление Европы», посвященной архивным документам об антифашистских движениях в странах Европы. Вечер начался с приветственного слова Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, которое представила генеральный директор Библиотеки иностранной литературы Марина Захаренко. Ольга Любимова, Министр культуры Российской Федерации: "Выставка Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, организованная совместно с Российским государственным военным архивом и семьей Маргариты Ивановны Рудомино, подтверждает тот факт, что в России помнят о героях Сопротивления и чтут память о них. Движение Сопротивления в странах Европы носило интернациональный...
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
22.05.2025 16:39 Новости
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) принял активное участие в XVI Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum». Делегацию возглавил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин. Министр выступил на нескольких ключевых мероприятиях. В частности, на сессии «Россия – страны MENA: от торговли к кооперационным проектам» он рассказал о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве Москвы со странами региона MENA. В 2024 году товарооборот Москвы с государствами Ближнего Востока и Северной Африки составил около 14,4 млрд долларов. Этот показатель не только растёт, но и становится более диверсифицированным. Помимо традиционных поставок сырьевых товаров, увеличивается экспорт высокотехнологичной продукции — машин и оборудования, электротехнических...
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
22.05.2025 16:13 Аналитика
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
В Средние века дипломатических контактов между Францией и Русью практически не существовало. Исключением стал династический брак между королем Генрихом І и княжной Анной Ярославной, дочерью великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого. Ярослав Мудрый запомнился не только масштабными преобразованиями и внешнеполитическими успехами, но и обширными династическими связями: его женой была дочь шведского короля Олафа, он выдал замуж свою сестру за польского короля, а двух старших дочерей – за венгерского и норвежского королей. В России длительное время было неизвестно об этой интересной матримониальной связи, так как в фокус внимания летописцев не попадали подобные события. До сих пор мы не знаем о происхождении и судьбе многих жен и дочерей древнерусских князей. Даты рождения Анны Ярославны и ее кончины точно не установлены. В историографии сложилось мнение, что она родилась не...