03.07.2023 13:38
Аналитика.
Просмотров всего: 21631; сегодня: 4.

73% россиян предпочтут починить сломанную вещь, а не купить новую

73% россиян предпочтут починить сломанную вещь, а не купить новую

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости, о потребительских предпочтениях россиян на фоне санкций, инфляции и ухода привычных брендов. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Алексей Верижников, директор ВЦИОМ Консалтинг:

«Во время эпидемии коронавируса делались прогнозы, что торговые центры будут постепенно отмирать. В теории их должны были заменить шоурумы, где товары, условно, можно “пощупать” руками, а потом заказать через интернет-доставку, постольку так намного дешевле. Однако в России торговые центры — это не просто точки продаж, но и места социализации и проведения досуга. В небольших российских городах торгово-развлекательные центры часто являются почти единственным “цивильным пространством”, куда можно прийти с семьями, чтобы провести время. 

Кроме того, шопинг, в особенности для женщин — это прежде всего эмоции и особый вид досуга. Важна атрибутика и атмосфера места продажи — бутик или красивый торговый центр. Что же касается интернет-доставки, то она не дает таких эмоций, это просто экономия денег. 

Западные санкции не обрушили российскую экономику, а только несколько усложнили ей жизнь. Поэтому полная “отмена” торговых центров как класса не удалась ни пандемии, ни тому состоянию экономики и социума, которое мы называем кодовым словом “турбулентность”».

Дорогостоящие товары — это…

«Дорогостоящий товар» — понятие относительное. Потребитель трактует его исходя из своих финансовых возможностей, социального положения, образа жизни: для одних это роскошные спорткары и драгоценности, для других — качественные продукты питания и одежда. Как показывают результаты исследования, спектр ответов россиян о дорогостоящей продукции достаточно широк. К таковой они относят прежде всего товары длительного пользования, нежели предметы роскоши.

Автомобили / автозапчасти — первое, что приходит на ум большинству россиян при упоминании дорогостоящих товаров (56%), что в целом подтверждается официальной статистикой. Согласно данным Росстата, новая иномарка вошла в топ-10 подорожавших товаров минувшего года — годовой прирост ее цены составил 39,11%. Недвижимость, в том числе загородная — земельный участок, дом или дача, — расположилась на второй строчке народного рейтинга (42%), бытовая / электронная техника — на третьей (27%). Для каждого пятого дорогостоящими являются продукты питания — овощи, фрукты, мясо, морепродукты и др. (21%). В группе 60+ лет и россиян с низким потребительским статусом в тройку самых популярных ответов вошли продовольственные товары (26% и 37% соответственно).

Менее охотно к дорогостоящим товарам россияне причисляют предметы гардероба — одежду и обувь (8%), мебель и стройматериалы (по 6%). Предметы, имеющие не только материальную, но и художественную, историческую ценность (антикварные вещи, ювелирные украшения, драгоценности), назвали еще 8%, вдвое реже звучали атрибуты богатой жизни — самолеты, яхты, вертолеты (4%). В единичных случаях упоминались такие категории товаров, как компьютеры и гаджеты (по 3%), лекарства и медицинские услуги (3% и 2% соответственно), бензин и бытовая химия (3% и 2% соответственно). Несмотря на ощутимый рост цен на путешествия, они также оказались в аутсайдерах (2%).

С улучшением материального положения назвать дорогостоящие товары становится затруднительнее. В группе с низким потребительским статусом содержательный ответ смогли дать 94% опрошенных, в группе с высоким — 83%.

Чем выше материальная обеспеченность, тем чаще в ответах россиян фигурируют такие категории товаров, как недвижимость и предметы роскоши — антиквариат, драгоценности и др. Например, граждане с высоким и средним материальным положением называли недвижимость в 1,5 раза чаще, чем менее обеспеченные (44-45% vs. 30%). Обратная ситуация наблюдается в случае с продуктами питания, бытовой техникой, одеждой и мебелью. Так, покупка последней проблематична для 11% россиян с плохим материальным положением и только для 3% — с высоким.

Стабильность — признак мастерства?

За последний год более чем у трети россиян изменились покупательские стратегии (38%), в том числе 34% отметили, что стали реже приобретать дорогостоящие товары, тогда как чаще покупки такого рода начали совершать 4%. Ничего не изменилось за рассматриваемый период у 57% россиян. Сохранить потребление дорогой продукции на прежнем уровне удалось в первую очередь высокообеспеченным гражданам (71%) и работникам бюджетных организаций (65%).

Любопытно, что ответы на данный вопрос весьма схожи у москвичей/петербуржцев и жителей сельской местности — большинство в этих группах отмечают неизменность потребительских привычек (62% и 63% соответственно). По-видимому, солидарность горожан и сельчан кроется в разном видении дорогостоящих товаров.

Офлайн vs. онлайн: и вновь продолжается бой!

Благодаря пандемии шопинг в интернете прочно вошел в нашу повседневность. Достаточно всего пары кликов мыши, чтобы выбрать и заказать нужный товар, который в кратчайшие сроки будет доставлен прямо домой. Однако, когда дело касается дорогих покупок, российские потребители отдают предпочтение привычному офлайн-шопингу. В общей сложности традиционный ритейл для приобретения дорогих товаров выбирает каждый второй россиянин (48%), в том числе 29% не видят ему альтернативы («покупают только в обычном магазине»). Приверженцами интернет-шопинга можно назвать 16% наших сограждан, включая 3% заядлых любителей онлайн-шопинга, совершающих покупки только в сети. Еще четверть россиян придерживаются золотой середины и делают дорогостоящие онлайн- и офлайн-покупки с одинаковой частотой (24%). Лучше всего маневрировать между двумя форматами шопинга удается молодым людям 18-24 лет (42%).

Типичный приверженец офлайн-покупок — россиянин в возрасте 45 лет и старше (45-59 лет — 51%, 60+ лет — 64%), со средним образованием и ниже (64-70%), проживающий в небольшом городе с населением до 100 тыс. человек или селе (53% и 64% соответственно) и предпочитающий телевидение интернету (78%).

Среднестатистического сторонника онлайн-покупок отличают молодой возраст (25-34 лет — 28%), наличие высшего образования (23%), проживание в одной из столиц (28%) и активное пользование интернетом (29%).

По мнению россиян, с той или иной периодичностью совершающих дорогие покупки в обычных магазинах (доля группы — 72%), главное преимущество офлайн-формата — возможность посмотреть, пощупать товар и оценить его качество (45%). Заметно реже упоминают более низкие цены в сравнении с маркетплейсами (11%), 9% привлекает высокая скорость покупки («не надо ждать доставки / взял и купил»), 7% — возможность приобрести в обычных магазинах продукты питания (7%). Еще для 6% важна консультация продавца, для 5% — наличие акций и скидок.

Топ-3 преимуществ онлайн-покупок в представлениях тех, кто допускает покупку дорогостоящих товаров через интернет (доля группы — 40%): выгодная цена, мобильность («не нужно выходить из дома / заказ из любого места») и широкий ассортимент (39%, 31% и 27% соответственно). Еще 18% привлекают удобство и скорость доставки, 8% — акции, скидки, кешбэк, 7% — наличие отзывов о товаре. По 6% отметили легкость выбора, а также те категории товаров, которые предпочитают заказывать онлайн (одежда, бытовая техника, электроника), 5% — возможность сравнения товаров у разных продавцов.

Чинить нельзя купить.

Тренд на осознанное потребление все чаще заставляет задуматься, как поступить со сломанной вещью — подобрать ей замену или дать новую жизнь. На сегодняшний день большинство россиян придерживаются второй стратегии: 73% в случае выхода из строя каких-либо предметов обихода предпочитают их отремонтировать, в том числе 46% принимают наиболее экономное решение — чинят самостоятельно или просят помощи у соседа, еще 27% отдают вещь в ремонтную мастерскую. Приобретают новый товар на замену сломанного 18% опрошенных.

Решение о судьбе сломанного товара принимается исходя из имеющихся ресурсов. Россияне с хорошим материальным положением вдвое чаще россиян с плохим материальным положением покупают новую вещь (26% vs. 13% соответственно). Последние более чем в половине случаев ремонтируют изделие самостоятельно (56% vs. 43-45% среди граждан с высоким и средним уровнем благосостояния).

О вернувшихся брендах.

На фоне событий минувшего года, санкций и ограничения импорта произошел массовый отток западных брендов из России. Некоторые зарубежные компании полностью остановили деятельность в стране, часть — перешли в собственность государства или нашли новых владельцев в лице российских предпринимателей, а другие «переоткрылись» под новым брендом. Возвращение иностранных компаний под другим названием россияне воспринимают преимущественно нейтрально (54%), особенно молодежь 18-24 лет (71%). Положительное отношение декларирует каждый пятый (21%), отрицательное — 18%.

Позитивный настрой чаще присущ жителям городов с населением 500-950 тыс. человек и больше (26% vs. 16-19% в менее крупных населенных пунктах). По-видимому, это связано с представленностью и доступностью западных брендов именно в крупных городах, в результате чего для жителей более актуально их возвращение.

Ранее 71% россиян отмечали, что в случае отсутствия нужных товаров определенной иностранной марки в России они отдадут предпочтение другому доступному в стране бренду. Лишь каждый восьмой будет искать способ приобрести товар из-за рубежа (12%) и только 6% дождутся его появления в России или откажутся от покупки (6%).


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9538 публикаций
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/shoping-v-rossii-trendy-vyzovy-orientiry
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...