Для некоторых категорий автотранспорта мониторинг является обязательным по закону, для других – добровольным. Почему же так стремительно растет спрос на системы мониторинга автотранспорта? Что он позволяет оценивать владельцам автопарков, как помогает оптимизировать затраты на содержание автопарка и перевозки, оправдываются ли финансовые вложения в установку систем мониторинга? На эти и другие вопросы ответил директор мастерской «ЛАТ-Телематика» Дмитрий Анатольевич Корявых, которая занимается установкой, обслуживанием и ремонтом тахографов, а также внедрением систем мониторинга транспорта.
Мониторинг транспорта: обязанность по закону
Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. №2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» вступило в силу 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027 года. Данное постановление призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.
В обязательном порядке оснащаются системами спутниковой навигации следующие транспортные средства:
- Транспортные средства категории М2, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимально допустимой массой до 5 тонн. Например, необходимо устанавливать Глонасс на автобусы.
- Транспортные средства категории М3, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с допустимой массой свыше 5 тонн.
- Транспортные средства категории N, используемые для перевозки опасных грузов.
Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы или твердые коммунальные отходы.
Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:
- транспортные средства органов внутренних дел;
- транспортные средства, используемые для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
- транспортные средства, используемые физическими лицами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
- ТС управления делами Президента;
- ТС государственной охраны.
Согласно Постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система Глонасс, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему. Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.
Обязательной является установка системы видеонаблюдения, согласно постановлению правительства РФ № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» от 26.09.2016 г., на пассажирский транспорт (автобусы M2, M3) и грузовой транспорт (категории N, используемый для перевозки опасных грузов).
Какие задачи призвана решать система видеонаблюдения?
- Разрешение спорных конфликтов внутри транспортного средства, так как все фиксируется на камеру.
- Наружная камера видеонаблюдения фиксирует поведение других участников дорожного движения и позволяет определить виновника ДТП в случае спорных ситуаций.
- Возможность контролировать удаленно процесс эксплуатации транспортного средства.
- Следить за соблюдением сотрудниками рабочих норм и регламентов.
Мониторинг транспорта: осознанная необходимость.
В настоящее время рост спроса на установку систем мониторинга транспорта продиктован не только буквой закона: многие владельцы оснащают ими свои транспортные средства на добровольной основе.
Сегодня большинство владельцев автопарков признают, что системы мониторинга транспорта позволяют значительно сократить расходы на автопарк, оправдывая затраты на их установку, а также оптимизировать работу водителей. Системы мониторинга позволяют контролировать эксплуатацию коммерческих транспортных средств, оптимизировать их маршруты, а также значительно сократить расходы на ГСМ
Какие виды мониторинга транспорта наиболее востребованы для коммерческого транспорта?
Глонасс-трекер позволяет в режиме онлайн отслеживать местонахождение транспортных средств. Он может фиксировать отклонения от пути следования транспортных средств, а также оптимизировать маршруты движения, тем самым снижая расходы на топливо и обеспечивая оперативную доставку грузов.
Благодаря системе мониторинга транспорта также снижается аварийность на дорогах, так как скорость автомобиля отслеживается и контролируется. Также система мониторинга поможет найти транспортное средство, если его угонят.
Сбор и анализ данных, поступающих от транспортных средств, позволяет оценить манеру вождения каждого водителя – контролировать скорость, количество ускорений, торможений, опасных маневров. Возможности идентификации водителей позволяют вести точный учет фактически отработанного времени и контролировать использование техники только уполномоченными водителями.
Также с помощью мониторинга можно решать масштабные задачи. Например, автоматизировать выдачу заказов водителям: при поступлении заказа на доставку груза система сама может определить местоположение всех водителей, выбрать ближайшего и направить заказ ему.
Датчики уровня топлива (ДУТ).
С помощью датчика уровня топлива можно контролировать его расход. Это одна из самых востребованных функций мониторинга транспорта для компаний со своим автопарком. Более десятка топливных отчетов позволяют в режиме реального времени осуществлять контроль топлива автомобиля или специальной техники: контроль заправок и сливов, контроль выдачи топлива, ведение общего топливного баланса предприятия. С помощью датчиков можно следить за уровнем топлива и его расходом и сопоставлять, сколько каждый водитель купил топлива и по факту потратил в дороге. В результате можно исключить нецелевое использование топлива и, как следствие, сократить расходы на него.
Источник: журнал "Грузовое и пассажирское автохозяйство", № 4, 2023