В Приволжском федеральном округе наиболее популярны среди угонщиков отечественные и японские автомобили, лидером по количеству автокраж за последние 5 лет является Самара. Таковы данные исследования, проведенного по региональной базе угонов автомобилей, застрахованных по КАСКО в «АльфаСтрахование».
Специалисты Приволжского регионального центра «АльфаСтрахование» подготовили статистику самых угоняемых автомобилей в Приволжском федеральном округе по общему числу угонов, а также проанализировали структуру угонов по городам и годам совершения автокраж. Исследование основано на данных о хищениях застрахованных автомобилей в период с 2008 по 2012 годы.
Лидирующие позиции в рейтинге угоняемости занимает продукция отечественного АвтоВАЗа. Представителям семейства LADA Samara – моделям ВАЗ 2110-2115 – принадлежит совокупная доля в 9,2% от общего числа угонов, благодаря чему они попали на первую строчку регионального «топ-листа». На втором месте находится LADA Priora, которая является самым востребованным автомобилем среди угонщиков Поволжья – ее собственная доля составляет 6,7%.
Следующими по популярности у приволжских угонщиков после российского автопрома являются японские бренды. TOYOTA Camry и Corolla занимают 3-е место рейтинга с общей долей в 3,1%; HONDA Accord и CR-V замыкают ТОП-5 (2,3%). В десятку лидеров вошли также MAZDA 3/6 – на 7-й позиции (1,3%), TOYOTA Land Cruiser – на 8-й (1,2%).
Остальные места распределили между собой представители западных автомобильных марок. Высоким спросом у автоворов пользуются премиальные кроссоверы – BMW X-серии принадлежит 2,9% угонов и 4-е место статистики; TOYOTA Land Cruiser – 1,2% и 8-е место. Привлекают активный интерес угонщиков и традиционно популярные на отечественном авторынке модели, такие как FORD Focus (1,8%, 6-я позиция), VOLKSWAGEN Passat (1%, 9-я строчка). Замыкает ТОП-10 JEEP Cherokee (0,7%).
Наибольшее количество угонов зафиксировано в Самаре – там было похищено 29,5% от общего числа угнанных автомобилей в регионе. Далее следуют Оренбург (13,4%), Нижний Новгород и Казань (по 11,6%), Уфа (8%), Тольятти (6,2%), Иваново (5,3%), Чебоксары (4,5%), Саранск (3,6%). Наименьшей оказалась активность угонщиков в Кирове, Костроме, Пензе, Владимире, Ульяновске и Йошкар-Оле – по 0,9%.
Самыми «угонными» периодами, по статистике «АльфаСтрахование», оказались послекризисные 2010 и 2011 годы – тогда произошло 31,1% и 29,4% зафиксированных угонов соответственно. В 2009 и 2008 году машины похищали реже – в 23,1% и 11,5% случаев. В текущем году на сером авторынке пока наблюдается спад – на первое полугодие 2012 года пришлось 4,9% угонов.
«Интересы преступников постоянно меняются – в «лидеры спроса» выходят те или иные модели, так же как и на самом авторынке. Обобщенная статистика за значительный период времени позволяет отвлечься от влияния бессистемных факторов – таких как угоны под заказ или случайные автокражи, и увидеть некоторые общие тенденции, – комментирует Вячеслав Черняев, Руководитель Управления урегулирования розничных убытков Приволжского регионального центра компании «АльфаСтрахование». – Так, отечественные автомобили регулярно оказываются на вершине региональных рейтингов, так как их больше, их легко угнать и легко сбыть, главным образом на запчасти. Среди иномарок чаще похищают «японцев» – помимо их популярности, это связано и со слабостью их штатных противоугонных систем. Вместе с тем, как отмечают эксперты, идеальной защиты от угона не существует. Это одна из причин постоянного роста спроса на страхование КАСКО».
ТОП-10 самых угоняемых автомобилей в Приволжском федеральном округе России
Приволжский региональный центр «АльфаСтрахование», 2008-2012 гг.
№ Марка автомобиля Доля в общем количестве угонов
1 ВАЗ 2110-2115 9,2%
2 LADA Priora 6,7%
3 TOYOTA Camry/Corolla 3,1%
4 BMW X3/5 2,9%
5 HONDA Accord/CR-V 2,3%
6 FORD Focus 1,8%
7 MAZDA 3/6 1,3%
8 TOYOTA Land Cruiser 1,2%
9 VOLKSWAGEN Passat 1%
10 JEEP Cherokee 0,7%
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.